О социофобии и интроверсии

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » О социофобии и интроверсии » Творчество участников » Кино, вино и домино


Кино, вино и домино

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Апрель, 24, 2014

Канун

Режиссёры: Петр Луцик, Алексей Саморядов
Страна: СССР
Год выпуска: 1989
Авторы сценария: Петр Луцик, Алексей Саморядов
В ролях: Наталья Сенькевич, Владимир Горохов, Валерий Баринов, Владимир Головин
Жанр: арт-хаус, короткометражка, студенческий фильм
Производство: ДЕБЮТ (Мосфильм)

Как там у вас, тоска, наверное? Да нет, скоро совсем весело будет…

В тот момент, когда я пишу эти слова, на Юго-Востоке Украины армия одного революционного правительства ведёт антитеррористическую операцию против ополчения другого революционного правительства. Я слежу за нарастающей бойней со стороны, и моё сердце неспокойно. Ещё недавно я так-же следил за революцией в Киеве. Не испытывая иллюзий по поводу повстанцев, но испытывая к ним уважение и симпатию. Особенно в ту ночь штурма, когда Майдан стоял в огненном кольце. Люди стоящие на последнем рубеже всегда достойны уважения.
Люди, которые в данный момент стоят на блокпостах достойны его не меньше. Пусть на территории, контролируемой повстанцами пускают по телевидению безумные антисемитские лекции волхва Мерагора, он же Константин  Павлович  Петров.  Пусть из рек в этой местности уже вылавливают трупы политических оппонентов со следами пыток. Всё равно. Антисемитов сектантов с телевидения нужно гнать пинками, а людей, занимающихся пытками нужно искать и строго судить, в этом нет сомнения. Но ополченец, стоящий перед лицом наступающих правительственных войск всегда будет мной уважаем. Это иррационально и идёт из глубины моей молодости. И одна из главных причин этого иррационального уважения всплыла из небытия прямо к началу гражданской войны в Украине. Как ни странно, речь идёт о студенческой короткометражке, снятой в 1989 году уже гениальными но ещё никому не известными Петром Луциком и Алексеем Саморядовым. В конце девяностых в нашем городе ловился один российский канал, называвшийся "Наше Кино". Репертуар там был слабый, фильмы часто повторялись. И среди прочего там показывали подряд две короткометражки Луцика и Саморядова, "Канун" и снятый Цыплаковой по их сценарию "Гражданин Убегающий". Я посмотрел эти фильмы два раза. Это было настоящее откровение.
В то время наш город лихорадило. Рига решила снять нашего мэра по явно надуманному предлогу, там приняли закон, запрещающий занимать государственные должности лицам, вышедшим из КПСС после 13 января 1991 года. Мэр, если честно, был так себе, типичный "крепкий хозяйственник". Но народ, всегда с неприязнью относившийся к Риге, по настоящему разозлился от такого вмешательства в внутренние дела города. В тот момент я ещё читал фантастику и жил в мире фантазий, но реальность в виде массовых митингов и ругани на кухнях о необходимости "устроить им Приднестровье" вмешивалась в эти фантазии. Я, как заведённый, в десятый раз, перечитывал свой любимый роман Честертона "Наполеон из Ноттинг-Хилла", и перед моим внутренним взором вставали правительственные войска и «земессардзе», штурмующие мост через Даугаву. Хотя я не был нацистом, но на "нашей стороне" я видел флаги РНЕ, ведь "Двинской Республики" были нужны идейно мотивированные бойцы из России, а больше никто мне в голову не приходил. Именно на это настроение идеально наложилась странная, лаконичная короткометражка. Мне не были известны её авторы, но у них была та-же самая мечта. В их фильме практически не было действия, лишь разговоры и настроение. Но эти разговоры били точно в цель, и настроение было просто изумительным. Его можно сравнить с неожиданно хорошей песней "Предчувствие Гражданской Войны" в целом плохой группы ДДТ. С одним важным отличием, там где Шевчук чувствовал страх перед тем, что надвигается, Луцик и Саморядов явно чувствовали надежду.
Молчаливые, серьёзные люди покупают оружие. Везут его караваном грузовиков через Москву. Один из них переодевается в новые, дорогие вещи и уходит от остальных за своей любимой девушкой, живущей в столице. Находит её, пытается убедить вернуться с ним, наблюдает её смерть и возвращается домой. Ничего лишнего.
Это ещё немного неуверенная работа. Особенно это заметно в сценах в общежитии, с обязательной голой девушкой и "гламурной" эстетикой, напоминающей про "поп-арт". Хотя и эта сцена сделала бы честь многим прославленным авторам. Но в остальном фильм идеально передаёт тот момент, когда ничего ещё не случилось, но всё уже решено.  Все эти короткие, спокойные фразу про Москву, которая больше не столица и про то, что дома не скучно, а скоро совсем будет весело. И, конечно, поразительный эпизод, когда случайный прохожий в панике начинает убегать от главного героя, что бы услышать в итоге "почему вы боитесь, я же вам ещё ничего не сделал?". Именно это "ещё" и определяет всё настроение этого маленького шедевра. Ещё ничего не произошло.
Удивительно, но только сейчас, посмотрев в третий раз возникшую наконец-то в сети копию фильма, я понял, что в молодости пропустил лучший, самый метафизический момент фильма. Что мой любимый текст Саморядова, "Сказка о Последнем Ангеле", оказывается, рассказывается героем героине. И заканчивается словами "я и овцу эту видел". Что жуткая свобода, которая ощущается в этом фильме, основана на том, что "Бог отвернулся от русских".

Это очень сильная и очень важная работа. Понятно, что тот факт, что этот фильм снова стал доступен одновременно с концом стабильности на постсоветском пространстве, является  простым совпадением. Но меня не оставляет ощущение того, что герои Луцика и Саморядова снова становятся актуальными, возвращаются в повседневность. Со всем их жутким весельем, готовностью как к застольям, так и к пыткам врагов. Они замечательны на экране, но в жизни внушают скорее ужас. Даже если они ещё ничего не сделали.

Отредактировано cecilbdemented (2014-05-21 03:11:39)

0

2

Апрель, 22, 2014

За Маркса 

Режиссёр: Светлана Баскова
Страна: Россия
Год выпуска: 2012
Автор сценария: Светлана Баскова
В ролях:  Сергей Пахомов, Владимир Епифанцев, Денис Яковлев, Виктор Сергачёв, Лаврентий Светличный, Владимир Яковлев
Продюсеры: Глеб Алейников, Анатолий Осмоловский
Жанр: арт-хаус, драма, пропаганда
Производство: А&Д студия, Сине Фантом

В какой-то момент я сильно разочаровался в Светлане Басковой. Она казалась примером объективно хорошего режиссёра, попавшего в плен творческих стереотипов и штампов собственного производства. Её первые два фильма были отличными, но после "Зелёного Слоника (imdb)" в каждом новом фильме оказывалась одна и та же  эстетическая ошибка. Она пыталась снимать нечто совсем оригинальное, и "Голова"(imdb) и "Моцарт"(imdb) по концептам весьма хороши, но обязательно вставляла в фильмы то, что от неё ждут многочисленные поклонники "Зелёного Слоника"(imdb). То, что сперва было полностью оправданным в контексте показа мужской иерархии творческим приёмом в итоге превратилось просто в навязчивый элемент обязательной программы. Я говорю про эпизоды с гомосексуальным насилием, благодаря которым не плохие по сути фильмы поздней Басковой становились чем то похожи на порно фанфики по Гарри Поттеру. 
Уже по этому показателю "За Маркса" оказался большим шагом вперёд и лучшим фильмом Басковой за много лет. Выход из подполья оказался одновременно уходом от определённых шаблонов.
Понятно, что на фоне творчества Басковой в целом этот фильм стоит особняком. У него гораздо более чистый, профессионально сделанный визуальный ряд и не менее чистый язык. Условность дошла здесь до крайности, благородные рабочие вообще не ругаются матом, в отличии от совсем не благородных капиталистов и их пособников. Все эти годы Баскова  использовала "правду жизни" в виде самых неприятных сторон реальности, гиперболизировала их и доводила их, таким образом, до полного абсурда. Теперь оказалось, что она может точно также взять и гиперболизировать романтический миф. Вместо привычного набора ярких эпизодических перфомансов объединённых общей темой в новом фильме появился ясный и внятный сюжет. Даже с мелодраматическими нотками, вся линия с "братом убившим брата" смотрится немного комично.
С другой стороны, это по прежнему Светлана Баскова. У неё по прежнему очень меткий взгляд и она способна показать настоящую тьму простыми средствами. Особенно при наличии Пахомова, актёра которого она уже не раз снимала и хорошо знает, как с ним работать. Пахомов, конечно, не очень похож на рабочего, но сцены предательства и раскаяния в нём отработаны на все сто процентов. Епифанцев, в свою очередь, играет как всегда. Ничего особенного, но и ничего плохого тоже не скажу.

Нет ничего удивительного в крайней политизированности "За Маркса", все фильмы Басковой были по сути политическими высказываниями. Просто теперь всё сказанно ясно и прямым текстом. Преувеличивать его революционность тоже не стоит, всё таки убийства профсоюзных активистов показаны в фильме как самостоятельные действия потерявшего все берега олигарха. Всё это происходит одновременно с началом зачистки государством откровенно обнаглевших коррупционеров, так что даже раскаявшегося предателя, ставшего мстителем, на самом деле направляются изнутри системы. Герой совершает личную, индивидуальную месть за убитых товарищей, но его приводят туда, куда надо и дают в руки оружие. Идеализированный пролетариат, показанный в фильме, конечно больше похож на пролетариат из книг Маркса чем на реальных рабочих. Но у этого пролетариата есть силы сопротивляться, но нет сил быть самостоятельным игроком.
Говоря про пролетариат,  показанный в фильме, можно сказать, что ещё нет. Говоря про реальных рабочих не стоит быть настолько оптимистичным.
В любом случае "За Маркса" - это пример действительно любопытного левого кино, который заставляет надеятся на то, что соответствующие идеи наконец-то вернутся в российский кинематограф.

Отредактировано cecilbdemented (2014-05-21 03:13:56)

0

3

Апрель, 17, 2014

Золотой Век/L'âge d'or 

Режиссёр: Луис Бунюэль (Luis Buñuel)
Страна: Франция
Год выпуска: 1930
Авторы сценария: Луис Бунюэль (Luis Buñuel), Сальвадор Дали (Salvador Dalí) по мотивам романа Маркиза де Сада (Marquis de Sade)
В ролях: Гастон Модо (Gaston Modot), Лия Лис (Lya Lys), Каридад де Лабердеск (Caridad de Laberdesque), Макс Эрнст (Max Ernst), Джозеп Ллоренс Артигас (Josep Llorens Artigas), Лайонел Салем (Lionel Salem), Жермен Нуазе (Germaine Noizet), Дюшанж (Duchange), Бонавентура Ибаньес (Bonaventura Ibáñez)
Продюсер: Виконт де Ноай (Le Vicomte de Noailles)
Жанр:  авангард, сюрреализм
Производство: Vicomte de Noailles

Объективно говоря - один из самых важных, ключевых фильмов своей эпохи. Но если говорить субъективно, то ключевые фильмы вовсе не обязательно однозначные шедевры, часто хватает оригинальности и появления в нужное время в нужном месте.
На самом деле ничего великого с большой буквы В в "Золотом Веке" нет, "Андалузский Пёс/Un Chien Andalou" был намного сильнее. Да и ближайшие конкуренты вроде "Крови Поэта/Le Sang d'un poète" Кокто и "Раковины и Священника/La coquille et le clergyman" Жермен Дюлак и Арто мне лично показались более интересными. Нет, в фильме хватает очень ярких эпизодов и образов, но они как то не складываются в единый фильм. Особенно это касается финала с цитированием Де Сада, который выглядит, просто чистым эпатажем без связи с остальным сюжетом. При всём уважении к Маркизу.
Тем не менее - понравилось. Действительно понравилось. Да, капустник, но капустник очень талантливых людей. Даже гениев, в фильме снялось немало знаковых персон, включая великого Макса Эрнста. Мой любимый художник сюрреалист. Кстати, это один из лучших эпизодов. Объективно лучших.
Ещё хороший эпизод с коровой в комнате, уверен что его видел Александров, когда вместе с Эйзенштейном в Париже с богемой общался. 
Если говорить про эпатаж, то он, в основном, наивный, хотя выстрел в ребёнка, и избиение нищего запомнились.
Впрочем в них ясно показывают себя откровенно садистские наклонности Бунюэля. Так что их наивность немного обманчивая.
Хороший фильм, действительно обязательный к просмотру. Хотя и не настолько великий, как многие считают. Впрочем это не отменяет правоты Генри Миллера, увидевшего в нём "Вонючий хаос, который всего за один час с небольшим смешивается под его рукой, это безумие цивилизации, запись достижений человека после десяти тысяч лет его улучшения ". И Делёза, нашедшего в нём хороший пример своего любимого натурализма, поскольку в нём  «прослежены все достижения человечества: они вновь ушли в изначальный мир, едва успев выйти из него.»
Этот фильм снят умными, внимательными людьми. А то, что он несколько бессвязен и хаотичен, так они и старались показать на экране хаос.

0

4

Апрель, 30, 2012

Башням Открыть Огонь/Towers Open Fire

Режиссёры: Энтони Бэлч (Antony Balch), Уильям Берроуз (William S. Burroughs)
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1963
Автор сценария: Уильям Берроуз (William S. Burroughs)
В ролях: Энтони Бэлч (Antony Balch), Уильям Берроуз (William S. Burroughs), Александр Троччи (Alexander Trocchi), Бачу Сен (Bachoo Sen), Дэвид Джекобз (David Jacobs)
Жанр: авангард, короткометражка

Смешивайте языки - освободите дверные проемы - Обрезайте словесные линии - Фото рушится - Слово рушится - Прорывайтесь в Серой Комнате - Используйте партизан всех наций - Башням открыть огонь

Уже многие годы, куда больше десяти лет, старый наркоман и извращенец Берруоз остаётся для меня важнейшим автором. Хотя на самом деле я у него очень люблю только один короткий и трогательный текст, "Кот Внутри". Это действительно шедевр. Но при этом почти всё, что он писал и создавал, остаётся интересным, даже его музыкальные альбомы (точнее не его, а сделанные в соавторстве). Умный был человек, сумевший понять очень важное и не сойти с ума в процессе этого понимания. Его тексты, даже те, которые по настоящему трудно читать, переполнены важными прозрениями. О языке. Магии. Контроле.

Взаимоотношение с кино у Берроуза, на мой взгляд, не то, что бы очень удалось. Есть два отличных мультфильма по его текстам, "Рождество Торчка/The Junky's Christmas" и "Здесь Ах Пуч/Ah Pook is Here", оба очень люблю. Ещё он снимался в отличном  фильме"Декодер/Decoder" и посредственном "Аптечном Ковбое/Drugstore Cowboy ". И у него есть просто поразительно сильный сценарий, "Последние Слова Голландца Шульца", надеюсь, что доживу до хорошей, адекватной экранизации. Ну и "Голый Завтрак/Naked Lunch". Кроненберга не будем забывать, отличный фильм.
Однако были и киноэксперименты самого Берроуза. Это было неизбежно, ведь сама логика работы Берроуза с текстом как формой магии приводила его к идее расширить тактику на области смежные с литературой. Особенно много идей было мимоходом высказанно в "Трилогии Сверхновой". Они прямо повлияли на музыку индустриальной культуры, но с кино, повторюсь, всё не так удачно получилось. Попытка выразить на экране пугающие образы "Нова Экспресса" на выходе дали просто  забавную 10 минутную нарезку из ирреальных кадров и фирменных текстов. Если не читаете его прозу, то не стоит и смотреть, зрелище на любителя. Сама фраза "Башням Открыть Огонь" взята из трилогии, и там она часть одного из самых ярких фрагментов. В виде текста это поражает, в виде фильма - оставляет скорее заинтересованным, но равнодушным.
На самом деле, несмотря на перечисленное,  мне вполне понравилось. Несколько хороших фраз и кадров, в том числе момент с сценаристом\сорежиссёром, прямо при камере принимающим внутривенно что-то явно опиатное. Это кино не меняет реальность. Но это всё равно хорошее кино.

0

5

Ноябрь, 22, 2010

Пиноккио 964/964 Pinocchio

Режиссёр: Шодзин Фукуи (Shozin Fukui)
Страна: Япония
Год выпуска: 1991
Авторы сценария: Шодзин Фукуи (Shozin Fukui), Макото Хамагучи (Makoto Hamaguchi), Наоши Года (Naoshi Gôda)
В ролях: Хадзи Судзуки (Haji Suzuki), Онн-тян (Onn-chan), Кёко Хара (Kyoko Hara),
Композитор: Хироюки Нагашима (Hiroyuki Nagashima)
Жанр: авангард,  фантастика, японский киберпанк

Строго говоря, на момент просмотра этого фильма я не очень хорошо разбирался в поджанре японского кино-авангарда, известном как "японский киберпанк". Более менее был знаком только с фильмами Цукамото,но про других любителей продемонстрировать техногенные изменения и превращения людей в нечто непонятное мои познания были близки к нулю. Поэтому фильм оказал достаточно сильное впечатление, возможно слишком сильное.
Господин Фукуи, пожалуй, один из самых незаметных и загадочных режиссёров, работающих в данной стилистике. В 90-стые он снял  два  очень любопытных полнометражных фильма и пропал, причём на имдб были описанны только эти работы. В своё время мои знакомые предприняли целое расследование и нашли сайт fukui-shozin.com
Невооружённым взглядом видно, что фильмов было снято намного больше, но не похоже, что перечисленные короткометражки вообще отцифрованы. Впрочем сейчас Фукуи снова начал снимать, малобюджетные фильмы на цифровую камеру. Они доступны в сети  и весьма неплохи. На имдб их, в данный момент, тоже никак не упоминают.
Что могу сказать про Пиннокио - впечатление на самом деле двойственное. С одной стороны - талант очевиден. И внешний вид персонажей, и  общее построении кадра очень хороши. Озвучка просто великолепна, сделать шум столь завораживающим  нелегко. Лучшее в этом фильме - первая половина, абсурдистское повествование о искусственно выведенном сексуальном рабе, выкинутом на улицу озабоченными клиентками по причине пропавшей эрекции. В добавок взаимоотношения Пиноккио 964 и Химико были действительно трогательными.
Даже в тех эпизодах, которые меня покоробили, вроде затянутой сцены рвоты, мастерство режиссёра было очевидно.
Теперь минус, впрочем минус довольно субъективный. Я совершенно не перевариваю кричащих и визжащих японцев, это анимешное кривляние подсознательно раздражает. А тут большая часть актёрской игры построено именно на подобной экспрессии. Ещё немного напрягало отсутствие логики в сюжете, хотя это как раз нормальное явления для такого рода фильмов. Шоковые кадры с блевотой и унижениями были немного неприятны, но не более. К сожалению во второй части фильма перечисленные минусы стали доминировать, так что под конец смотрел почти через силу.
Финал очень странный. Даже не знаю, понравился он или не понравился. Но безусловный факт - это было необычно.
Резюме:
Любопытный фильм. Но даже близко не дотягивает до действительно гениального "Любовь к Резине/Rubber's Lover"

0

6

cecilbdemented написал(а):

Канун

Режиссёры: Петр Луцик, Алексей Саморядов

а мне у Луцика и Саморядова нравится Окраина.

0

7

Ты для себя пишешь рецензии?

0

8

Ага. У меня свой киноблог. Я правда уже на месяц его забросил, но черновиков полно.

0

9

Написал про лучший фильм в истории. По крайней мере мой самый любимый.

Уроды/Freaks (1932)

Режиссёр: Тод Браунинг (Tod Browning)
Страна: США
Год выпуска: 1932

Авторы сценария: Аль Боасберг (Al Boasberg), Виллис Голдбек (Willis Goldbeck), Леон Гордон (Leon Gordon), Кларенс Аарон «Тод» Роббинс (Clarence Aaron «Tod» Robbins), Эдгар Аллан Вулф (Edgar Allan Woolf)

В ролях: Уоллес Форд (Wallace Ford), Лейла Хайамс (Leila Hyams), Ольга Бакланова, Роско Эйтс (Roscoe Ates), Генри Виктор (Henry Victor), Гарри Эрлс (Harry Earles), Дэйзи Эрлс (Daisy Earles), Роуз Дионе (Rose Dione), Дэйзи Хилтон (Daisy Hilton), Виолет Хилтон (Violet Hilton), Шлитци (Schlitze), Жозефин Джозеф (Josephine Joseph), Джонни Эк (Johnny Eck), Фрэнсис О’Коннор (Frances O'Connor), Питер Робинсон (Peter Robinson), Ольга Родерик (Olga Roderick), Ку Ку (Koo Koo), Принц Рандиан (Prince Randian), Марта Моррис (Martha Morris), Эльвира Сноу (Elvira Snow), Дженни Ли Сноу (Jenny Lee Snow), Элизабет Грин (Elizabeth Green), Анджело Росситто (Angelo Rossitto)
Жанр: драма, триллер
Производство: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Однажды я чуть всерьёз не сломал себе жизнь в связи с интересом к этому фильму. Дело в том, что текст про этот фильм был одним из моих любимейших текстов в журнале "Элементы". Знал его практически наизусть. Шансов посмотреть фильм в реальности, на тот момент, практически не было, поэтому желание его посмотреть стало почти навязчивой идеей. В то время у меня было много навязчивых идей. Как человек в аутическом спектре я к ним от природы склонен.
И вот, в один прекрасный день настало неизбежное, мне пришлось близко познакомится с психиатрами и убедить их (и себя самого заодно) в том, что я вменяем. Окончательно я в этом убедился только через несколько лет, после судебной экспертизы. Но первая встреча тоже была положительной, у меня не нашли ничего кроме нарушения характера. Для того, что бы получить этот ответ, мне пришлось провести в больнице неделю. В то время я очень боялся того, что действительно психически нездоров, многие аспекты моего поведения были прекрасно описаны в советских учебниках в главе "вялотекущая шизофрения". Так что я очень старался держать себя в руках. И надо же было такому случится, что именно в эту неделю, в программе одного из телеканалов, ночью, оказался пункт с классическим американским фильмом "Уроды". Это было ужасно. Здравомыслящая часть моей натуры подсказывала, что ни в коем случае нельзя убегать из больницы. Что это будет иррациональной глупостью, наглядно доказывающей, что я действительно ненормален. Но желание посмотреть фильм было почти нестерпимым, в те времена я был уверен, что это единственный мой шанс.
В итоге я не стал никуда убегать, доказав этим самому себе, что я, по сути, банальный и скучный обыватель. Человек с настоящей любовью к искусству бросил бы всё.
В итоге эта история очень и очень повлияла на моё восприятие рассматриваемого фильма. Через много лет этот фильм появился у меня. Сперва как скачанный файл, потом как двд на языке оригинала. Был много раз пересмотрен. И я до сих пор не могу оценивать его рационально, он пробуждает во мне слишком много воспоминаний.
Браунинг в нём действительно прыгнул выше головы. Тайный мир цирковых уродцев, защищающий себя от нормальных людей, вызывает только симпатию. Полное отсутствие грима и тотальная реалистичность не отменяет того, что фильм продолжает и доводит до конца тенденцию "очеловечивать монстров" возникшую в рамках "Хоррора от Юниверсал". В "Уродах" формальные монстры вызывают только уважение и симпатию даже в действительно жутком и пугающем финале.
Интересно то, что Браунинг вовсе не ограничился переворачиванием штампов в плане образов монстра и жертвы. Кроме того, что реальными чудовищами в фильме показаны красавица и атлет, в фильме есть и более глубокие моменты. Они даны буквально мельком, но просто поражают, когда их замечаешь. К примеру, благодаря персонажу "Half Woman-Half Man", который, как ясно из прозвища, на половину тела мужчина и на другую половину - женщина, в фильма ясно возникает тема гендерных стереотипов. Как в плане разницы в поведении, так и в плане социального отношения. Когда по разному относятся к левой и правой стороне одного тела, это хорошо показывает сам механизм. Ещё одна из таких второстепенных, но отличных тем - история сиамских близнецов, одна из которых вышла замуж за человека, к которому вторая относится с неприязнью. Всего несколько минут потрачены на показ того, как это трио пытается изобразить "нормальную" семью, но эти несколько минут стоят нескольких длинных фильмов на тему анализа стереотипов связанных с семьёй.

Великий фильм, из первой пятёрки любимых. Я только одного не понимаю, ну за что его запрещать то было? Меня он ни капли не шокирует, наоборот, кажется очень светлым и правильным.

Отредактировано cecilbdemented (2014-07-09 23:47:45)

0

10

Дожди в океане (1994)

Режиссёры:  Виктор Аристов, Юрий Мамин
Страна: Россия
Год выпуска: 1994
Автор сценария: Виктор Аристов по мотивам романа Александра Беляева
В ролях: Анна Молчанова, Сергей Ражук, Юрий Беляев, Светлана Слижикова, Диана Рубанова, Эммануил Шварцберг, Марина Николаева
Композитор:  Аркадий Гагулашвили
Жанр: арт-хаус, драма
Производство: УЛИСС (Ленфильм), Роскомкино

Пусть вас не обманывает фамилия Мамина как режиссёра, это явно фильм Аристова и только Аристова. В нём нет ни капли привычного "маминского" абсурдного юмора. Наоборот,  всё так мрачно, жестоко и безысходно, что напоминает в первую очередь гениального "Сатану"(imdb).
Хотя отличия тоже заметны. С одной стороны  "Дожди в Океане"- примерно такой-же мрак, но помещённый в декорации Америки тридцатых годов. С другой стороны, в финале делается шаг в сторону зрителя и события оказываются сном. Большая часть фильма - ирреальная сексуальная фантазия девочки, про эту девочку и двух мужчин, запертых вместе на пустой барже посреди океана. С запасом алкоголя и отсутствием воды.
Самое удивительное - это реально экранизация первых глав "Острова Погибших Кораблей". Просто когда эту книгу читаешь в детстве, то не обращаешь внимание на двусмысленность самой ситуации, когда двое мужчин и женщина остаются одни посреди океана. Аристов, в свою очередь, внимание обратил, и снял фильм, в котором фрагмент из приключенческой фантастики двадцатых годов плавно переходит в жёсткий и мрачный реализм. Никакой романтики в виде острова из кораблей, саргассов, сокровищ и беглых преступников, только одиночество на пустой барже.
Один из мужчин, в строгом соответствии с книгой - интеллигентный преступник. Второй - жестокий и грубый детектив, охотившийся на корабле за первым. Девочка падает за борт, напуганная высокодуховным индусом эксбиционистом. Мужчины пытаются её спасти, что, в итоге и приводит к любовному треугольнику в ситуации, когда все возможные нормы цивилизации перестают иметь значение.
Хороший фильм. Жуткий и неприятный. Время действия придаёт ему нужную долю условности, хотя решение со "сном" мне лично кажется спорным. Этот фильм скорее похож на похмельный бред, чем на эротический сон. Мне искренне интересно, решение закончить всё так было ли изначальным решением Аристова? Или это результат того, что после смерти Аристова фильм отдали доснимать Мамину?
Девочка очень красивая и играет отлично, особенно если учесть, что немалую часть фильма ей нужно было играть полуголой. Мужские роли тоже хорошо сделаны, но звезда фильма именно Анна Молчанова.
Хороший фильм. Он не достигает вершин, взятых лучшими фильма как Аристова, так и Мамина. Но это очень хороший фильм.

0

11

Ладони (1994)

Режиссёр: Артур Аристакисян
Страна: Россия, Молдова
Год выпуска: 1994
Автор сценария: Артур Аристакисян
Жанр: 8mm, арт-хаус

По настоящему спорный фильм. Одни называют его подлинно христианским искусством, другие - резко отрицают. К примеру, в книге «Чайхана» Максима Якубсона, друга Аристакисяна и сына замечательного режиссёра Феликса Якубсона снявшего обожаемый мной фильм "Бурный Поток" был упомянут спор про этот фильм. Феликс Якубсон крайне возмутился звучащим за кадром текстом, показавшийся ему текстом "лжепророка". В свою очередь, Максим сказал в защиту друга, что этот текст говорится от имени персонажа и вовсе не является обязательно выражением точки зрения автора. То есть тоже признал  двусмысленность закадрового текста, что сразу делает его крайне любопытным на фоне многочисленных восторгов.
Посмотреть было необходимо.
Первое впечатление оказалось  ужасным, поскольку всё начинается с вырезанных из некого немого фильма сцен из жизни Древнего Рима, явно связанных с гонениями на христиан. Мне лично такое решение показалось банальным до пошлости.
С другой стороны, когда начался сам фильм, то он оказался весьма любопытным.
В первую очередь благодаря визуальному ряду. Он очень красивый и необычный. Весь фильм, целиком, снят на любительскую камеру для восьмимилиметровой плёнки. Качество изображения, естественно, очень низкое. Но зафиксированный материал действительно уникален по всем показателям. Аристакисян в течении долгого времени ходил по Кишенёву за нищими, бомжами и сумасшедшими и фиксировал их повседневную жизнь. Смонтированный на основе этих обрывков чужой жизни фильм выглядит жутко, но очень реально. Все эти люди и их истории действительно завораживают. Но именно в этих историях, точнее в том, как они рассказаны, скрывается главный недостаток фильма.
За кадром фильма, как я уже упоминал, звучит длинный текст.  И автора этого текста иногда хочется просто прихлопнуть мухобойкой. Это голос некого юродивого, с немного истеричными интонациями дающий духовные советы своему нерождённому ещё сыну. Рассказывающий ему про жизни вышеупомянутых нищих, что интересно. И указывающий ему, как жить. В частности не заниматься никогда сексом и жить только подаянием. Честное слово, это очень раздражает.
С одной стороны очевидно, что это голос не автора, а персонажа. С другой стороны, всё что известно про Артура Аристакисяна убедительно указывает на то, что этот человек довольно близок по типу мышления к своим персонажам. В вышеупомянутой книге «Чайхана» описывается, как он долго не мог поступить в ВГИК и как потом, уже поступив, долго жил в учебном помещении нарушая все возможные правила. Ещё больше о нём говорит его современная публицистика. Фактически он оказался одним из ярчайших православных диссидентов, его статьи в защиту Pussy Riot звучали как отличная проповедь ересиарха из первых веков христианства. Однако в одном случае он в своей яростной защите маргиналов вышел очень далеко за пределы современного, да и древнего христианства. Он начал целую кампанию в защиту Анатолия Москвина. Яркого, но безусловно психически нездорового человека, выкапывавшего трупы маленьких девочек и делавшего из них куклы, в отчаянной попытке реализовать отцовский инстинкт. Это талантливый учёный, я читал одну его книгу и могу признать, что она крайне информативна и познавательна. Но автор постоянно "проговаривается", выдавая целыми абзацами своё презрение к человечеству и ненависть к христианству в целом. Это специалист по кельтской мифологии и чёрной магии, пытавшийся воскресить выбранных им девочек. От христианина совершенно не ожидаешь искренней защиты подобного человека, но христианство Аристакисяна настолько радикально и безумно, что разрушает все возможные шаблоны. Он не просто выступил в защиту Москвина, он доказывает, что Москвин реально обладает способностью общаться с духами и что он всё делал из чистого сострадания и с научными целями. И в качестве других людей с подобными способностями он приводит всё тех же кишинёвских нищих, снятых в "Ладонях". Действительно, в фильме приведены истории чем то похожие на историю Москвина, в первую очередь история женщины, носившей с собой голову покойного мужа.
Этот пример показывает главную уникальность "Ладоней", Аристакисян не смотрит на своих героев сверху вниз. Он на них смотрит как минимум как на равных, если не на учителей, передающих своей тяжёлой жизнью некое сакральное знание. Этот подход своим крайним метафизическим нигилизмом очень напоминает раннее христианство в описании Ницше. Для человека вроде меня, далёкого от христианства в целом, подобное отношение к миру кажется крайне чуждым. Возможно отсюда и моё раздражение этой бесконечно длинной проповедью.
С другой стороны, нельзя не признать, что при всех недостатках это очень сильное и крайне оригинальное произведение искусства не имеющее аналогов в мировой истории. И его оригинальность вызвана именно уникальным, очень редким в своей радикальности мировоззрением автора.

0


Вы здесь » О социофобии и интроверсии » Творчество участников » Кино, вино и домино


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно